- Танатос
- – 1. греч. - бог смерти; 2. в психоанализе – инстинкт смерти, разрушения. Проявляется склонностью к суициду, членовредительству, отказом от удовольствий и др. Теория инстинкта смерти осталась в психоанализе фактически неразработанной, хотя именно этому инстинкту приписывается доминирующее значение.
* * *
(греч. Thanatos – смерть) – термин, используемый для обозначения влечения к смерти. В древней мифологии Танатос – это бог смерти.Представление о влечение к смерти появилось в поздних работах З. Фрейда, включая «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Недовольство культурой» (1930), «Почему война» (1932), «Конечный и бесконечный анализ» (1937). В этих работах он предложил другое понимание учения о влечениях человека, отличавшееся от первоначального противопоставления сексуальных влечений и влечений Я (самосохранения). Речь шла о дуалистической концепции, в соответствии с которой первичными влечениями человека признавались противостоящие друг другу влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, разрушению, агрессии. По аналогии с Эросом влечение к смерти было названо в психоанализе Танатосом.
В своих работах З. Фрейд не использовал термин «Танатос» и предпочитал употребление таких понятий, как «инстинкт смерти», «влечение к разрушению», «влечение к деструкции», «влечение к агрессии». Однако, согласно официальному биографу основателя психоанализа Э. Джонсу, в разговоре З. Фрейд порой «использовал греческое слово Танатос, означающее смерть». Считается, что впервые термин «Танатос» был использован в рамках психоанализа В. Штекелем (1868–1940), но широкое распространение в психоаналитической литературе данный термин получил благодаря усилиям П. Федерна (1872–1950).
З. Фрейд исходил из того, что в основе Эроса лежит энергия либидо. Некоторые психоаналитики, включая П. Федерна, полагали, что основу Танатоса составляет особая энергия, так называемое мортидо. Другие психоаналитики, в частности, Э. Вейсс (1889–1970), назвали энергию Танатоса деструдо. Однако если понятие «либидо» широко используется в психоаналитической литературе, то такие термины, как «мортидо» и «деструдо», редко фигурируют в исследованиях современных психоаналитиков.
Что касается рассмотрения отношений между влечением к жизни (Эросом) и влечением к смерти (Танатосом), то этот аспект находит свое отражение в большей степени в теории, чем в практике психоанализа. Так, один из разделов работы Г. Маркузе (1898–1979) «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1956) называется «Эрос и Танатос». Размышляя о превращении сексуальности в Эрос и о смерти, как инструменте подавления в репрессивной цивилизации, Г. Маркузе считал, что не смерть сама по себе, но смерть прежде возникновения необходимости и желания умереть, является обвинительным актом цивилизации и что она «может стать символом свободы, ибо ее необходимость не уничтожает возможность окончательного освобождения».
За пределами психоанализа проблема смерти широко обсуждается многими учеными, в результате чего возникло исследовательское направление, получившее название «танатология».
* * *
(греч. thanatos «смерть») – в системе психоанализа – обобщенный инстинкт смерти, выражающийся в отрицании, отвержении и избегании удовольствий, желание смерти.Мысль о смерти не покидала Микеланджело, мрачные соблазны ее с каждым днем все больше его привлекали. «Нет во мне ни единой мысли, которая бы не была отмечена резцом смерти», – пишет он Вазари. Она представляется ему теперь единственным благом (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело).
И вот она пришла – в воскресенье 20 ноября 1910 г., в седьмом часу утра, – пришла «избавительница», как он ее называл, «смерть, благословенная смерть» (Р. Роллан, Жизнь Толстого).
* * *
(Фанатос, Танат, Фанат; от гpеч. thanatos – смерть) – 1. Бог смерти. 2. Олицетворение смерти. 3. Персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения к агрессии и деструкции. Как общее символическое обозначение смерти T. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе). В жизни каждого из нас по значимости событие номер один – смерть. Осознание человеком краткости жизни, роли и значения смерти существенно влияют на его поведение в конфликтах.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.